РЭЭ № 1, 2023
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
В спецвыпуске журнала “Региональная энергетика и энергосбережение” который посвещен VIII Международной конференции «Арктика: устойчивое развитие» опубликовал свой доклад председатель РАКАИ, ректор Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова Николаев Анатолий Николаевич
СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. К. АММОСОВА (СВФУ) – крупнейший научно-образовательный центр Северо-Востока России. СВФУ – один из 10 федеральных вузов страны, которые ориентированы на решение геополитических задач и удовлетворение кадровых потребностей крупных межрегиональных инвестиционных проектов. СВФУ был учреждён в апреле 2010 года на базе Якутского государственного университета.
ВЕКТОРЫ ПОЗИЦИОНИРОВАНИЯ СВФУ
МИССИЯ СВФУ
Формирование нового поколения профессионалов, реализующих ценности и цели устойчивого развития Севера и Дальнего Востока, оказывающих влияние на решение глобальных проблем человечества
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СВФУ
Модель устойчивого развития северных территорий формируется из трех составляющих устойчивости:
- устойчивое общество, как совокупность наций и народов с разнообразием национальных традиций, верований, национальной истории и культуры, которым суждено проживать совместно в экстремальных природно-климатических условиях;
- устойчивая окружающая среда, как естественная природная система, пространство бесконфликтного неразрушительного сосуществования представителей живой и неживой природы;
- устойчивая экономика, как условие создания жизненного пространства для человека в экстремальных условиях, основа его материального благополучия, комфортности проживания и качества жизни.
Миссия и основные направления развития университета соответствуют приоритетам, заложенным в стратегических документах Российской Федерации, Республики Саха (Якутия) и сопредельных регионов Дальнего Востока и Севера России.
Деятельность Северо-Восточного федерального университета направлена на реализацию концепции “вуза, включенного в региональное развитие”, основанной на идее формирования научно-инновационного центра, обеспечивающего высокий уровень образовательного процесса, исследовательских и технологических работ.
Особенности данного этапа развития СВФУ определяются, с одной стороны, необходимостью подготовки конкурентоспособных кадров для освоения значительного природно-ресурсного потенциала макрорегиона, модернизации транспортной, энергетической и информационной инфраструктуры, формирования высокоэффективных несырьевых производств, с другой стороны, соблюдения высоких требований бережливого природопользования и реализации целей устойчивого развития.
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ СВФУ
- Развитие СВФУ как одного из крупных научно-образовательных центров России.
- Развитие СВФУ в формате «большого университета» – консорциума образовательных и научных организаций Якутии.
- Развитие СВФУ как ядра Северо-Восточного научно-образовательного центра, охватывающего территории Магаданской области, Камчатского края, Чукотского автономного округа и Республики Саха (Якутия).
- Развитие СВФУ как одного из ведущих университетов северных территорий и Азиатско-Тихоокеанского региона, участника и инициатора международных консорциумов научно-образовательных организаций.
Реализация программы развития СВФУ в среднесрочной перспективе позволит укрепить достигнутые позиции университета в стране и макрорегионе, что будет определяться закреплением ведущих позиций на Дальнем Востоке и Севере России, началом реализации масштабных кооперационных научно-образовательных проектов. Сужение пространства международного сотрудничества в Арктике выявляет разрыв связей и приостановление международных научных и образовательных проектов в регионе. «Азиатский поворот» в арктической повестке определяет инициирование проектов и расширение связей с научно-образовательными центрами стран Азии.
РОССИЙСКО-АЗИАТСКИЙ КОНСОРЦИУМ АРКТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ (РАКАИ)
В условиях новых геополитических вызовов Северо-Восточным федеральным университетом имени М.К. Аммосова (СВФУ) выстраивается новая модель международного сотрудничества «Арктика – Азия» с целью создания научно-исследовательских связей между ведущими научно-образовательными организациями стран Арктического и Азиатско-Тихоокеанского регионов – СВФУ совместно с международной организацией «Северный Форум» выступил с инициативой создания Российско-азиатского консорциума арктических исследований (РАКАИ). СВФУ по своему географическому положению может выступить лидером, соединяющим Арктику и Азию.
11 июня 2022 года в рамках II форума «Университет и развитие геостратегических территорий» было проведено Первое заседание Консорциума, а также была подписана декларация о создании РАКАИ.
28 ноября 2022 года подписано соглашение о создании РАКАИ на IV Северном форуме по устойчивому развитию (www.nsdf.ru), определилась структура управления и координации совместной исследовательской и проектной деятельностью между участниками, был утвержден Устав.
На сегодняшний день в состав РАКАИ входят 16 участников, которые представляют ведущие ВУЗы, научно-исследовательские институты, организации по изучению Севера и Арктики России и Китая, а также учреждения среднего профессионального образования из регионов АЗ РФ.
Миссия РАКАИ заключается в консолидации креативного потенциала научных и образовательных организаций для изучения глобальных процессов в области естественных, гуманитарных и общественных наук в Арктике и в Азии, реализации совместных проектов и разработок.
Цель РАКАИ заключается в повышение эффективности научных исследований и разработок в Арктической повестке на основе международного взаимодействия научных институтов, образовательных учреждений в интересах стран участниц Консорциума, а также обмен между учеными России и стран Азии новыми научными знаниями и навыками научной и инновационной деятельности, в соответствии с современными глобальными вызовами и принципами устойчивого развития Северных районов и Арктики.
Имеется поддержка со стороны МИД России, а также Соглашение о создании международного Консорциума получило аккредитацию в Министерстве науки и высшего образования РФ. Ожидается, что к Консорциуму присоединятся другие азиатские страны.
АРКТИЧЕСКАЯ ПОВЕСТКА СВФУ
- Систематизация образовательных программ арктической направленности
- Актуализация арктической исследовательской повестки
- Расширение научно-технического задела по созданию технологий для освоения АЗРФ
- Активизация сотрудничества по вектору «Арктика-Азия»
- Развитие системы управления реализацией программы, подготовка «команд прорыва»
ПРОЕКТЫ СВФУ ДЛЯ РАБОТЫ В РАКАИ
Проект 1. Изучение пространственного переноса и комплексного воздействия загрязняющих веществ на экосистемы севера
Одним из приоритетных направлений научных исследований Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова является «Анализ комплексного воздействия загрязняющих веществ на экосистемы мегатрансекта Якутия – Китай в условиях изменения климата».
Основной целью проекта является изучение механизма переноса различных типов загрязняющих веществ по линии мегатрансекта Якутия – Китай для создания системы мониторинга влияния инвазивных поллютантов на состояние экосистем, разработка мер по снижению экологических рисков.
Одним из приоритетных направлений государственной политики России на ближайшее время и на перспективу являются экологическая безопасность Арктики и улучшение качества жизни населения, обозначенные в принятой 26 октября 2020 года «Стратегии развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2035 года».
В связи с этим, решение экологических проблем антропогенного воздействия на экосистемы, экологический мониторинг загрязняющих веществ и прогнозирование в условиях интенсивного промышленного освоения Арктики и Севера являются одними из актуальных на сегодняшний день.
На основании Соглашения между СВФУ и Харбинским политехническим университетом (Harbin Institute of Technology) (КНР) от 23.09.2019 года на территории Республики Саха (Якутия) проводятся комплексные исследования состояния компонентов природной среды на модельных участках, расположенных на разных широтах и типах ландшафтов.
Зона вдоль широтного мегатрансекта Якутия – Китай является быстроразвивающимся регионом, с каждым годом увеличиваются выбросы антропогенных загрязнителей. Однако, данных о загрязнениях окружающей среды, недостаточно. Восточная Арктика является одним из самых показательных регионов, поскольку современные и ожидаемые изменения климата примерно вдвое превышают среднепланетарную величину.
Проект, в соответствие с приоритетными направлениями развития СВФУ им. М.К. Аммосова, направлен на изменение масштабов взаимодействия арктического и азиатского векторов развития, является комплексным, междисциплинарным, в связи с этим при его реализации использовались разные методы и подходы, применяемые в исследованиях как естественно-научного, так и гуманитарного, социологического, социально-экономического направления.
Основные результаты:
- создана и зарегистрирована База данных №2023620121 от 11 января 2023г. «Загрязняющие вещества по трансекте Якутия – Китай в Якутии»;
- опубликован информационный бюллетень «Современные и прогнозируемые изменения климата на территории Республики Саха (Якутия)»;
- разработана научная концепция и создан онлайн ГИС-атлас (геопортал) экологического состояния экосистем мегатрансекта Якутия – Китай;
- проведены социологические опросы населения вдоль линии трансекта для выявления и обобщения представлений о степени загрязнении экосистем.
В перспективе планируется расширение территории исследований в широтном направлении по Российской Арктике с привлечением научно-образовательных учреждений – участников РАКАИ. Уже получено согласие от семи участников.
В результате будет проведено пространственное моделирование трансграничного меридионального и широтного переноса загрязняющих веществ вдоль линий трансектов, что позволит определить дальность переноса и плотность загрязнения поллютантами с различными свойствами и характеристиками, при различных сценариях их происхождения или применения. Будут разработаны технологии прогноза и раннего предупреждения об угрозах экологической и токсикологической безопасности.
Проект 2. Цифровые, интеллектуальные и образовательные технологии сохранения и продвижения языкового и культурного многообразия Севера и Арктики РФ
Современные вызовы общества, связанные с угрозой утраты национальной и культурной идентичности российских граждан, ставят перед университетами задачу решения комплекса макрорегиональных проблем широкого социально-гуманитарного характера. В частности, в Республике Саха (Якутия) в условиях глобализации и в контексте природно-климатических условий усиливаются процессы культурной ассимиляции, утрачиваются национальная самобытность и вековые традиции. В этой связи СВФУ, выступая территориально значимым лидером в области науки, образования, интеллектуально-кадрового и инфраструктурного ресурсного потенциала общества, должен играть первостепенную роль на повышение качества жизни народов Севера, Арктики и сопредельных территорий. Якутия занимает лидирующую позицию на Дальнем Востоке России по ревитализации и развитию языков и культуры народов Севера: якутов, эвенов, эвенков, юкагиров, долган, чукчей. Языки вышеперечисленных народов внесены в «Атлас языков мира, находящихся под угрозой исчезновения» ЮНЕСКО.
В связи с этим приоритетной задачей национальной политики России в Арктике и на Севере становится сохранение языкового и культурного многообразия как фактора устойчивого развития территорий и как основы благополучия отдельной этнической группы и российского общества в целом. В настоящее время 136 языков в России находятся в опасности, и 20 из них уже признаны мертвыми. Такие цифры приводятся в интерактивном Атласе ЮНЕСКО исчезающих языков мира. Если рассматривать карту российских языков, то помимо 20 исчезнувших языков (например, айнского, югского, убыхского) в России еще 22 считаются находящимися в критическом состоянии на грани исчезновения в течение 5-10 лет. Например, якутский язык определен как “уязвимый”, долганский язык – определенно находится под угрозой исчезновения, чукотский, эвенский, эвенкийский – находятся под серьезной угрозой, а юкагирский язык – находится в критическом состоянии.
На современном этапе научно-технического прогресса немаловажную роль в сохранении, развитии и продвижении языков и культуры играют цифровые и интеллектуальные технологии. Одна из стратегических задач проекта – разработка новых цифровых, интеллектуальных и образовательных технологий, обеспечивающих выход университета на лидирующие позиции в области сохранения и продвижения языкового и культурного многообразия как фактора устойчивого развития территорий Севера и Арктики РФ. Сегодня с учетом возможностей цифровизации изучение языков мира вышло на новый уровень. Начиная с 90-х годов XX века на всех европейских языках стали создавать языковые корпуса – большие массивы языкового материала, представляющие собой электронные собрания текстов определенного языка и насчитывающие до миллиардов различных словоформ и употреблений. В последние годы Фонды РГНФ, РФФИ, РНФ, Президиум РАН также поддерживали корпусные исследования в России, которые частично проводились и при финансировании из бюджетных средств государственного задания Минобрнауки РФ. Но для якутского языка, который является родным для около 500 тыс. человек и активно используется во всех сферах жизни в Республике Саха, доступный корпус http://adictsakha.nsu.ru/corpora/corp очень незначительного объема и не глоссирован, поэтому работы по изучению грамматики в данном корпусе невозможны. Также не разработаны корпуса языков малочисленных народов Севера – эвенского, эвенкийского, юкагирского и долганского языков. Без таких корпусов в настоящее время невозможна работа по описанию грамматики, соответствующая мировым стандартам качества. Одним из ключевых целей проекта будет создание корпусов языков народов, на основе которых будет разработано большое разнообразие иных научных и образовательных продуктов. В настоящее время на платформе ЛингвоДок lingvodoc.ispras.ru, созданной Институтом системного программирования им. В.П. Иванникова РАН и Институтом языкознания РАН создана необходимая инфраструктура для создания корпусов. На платформе Лингводок в настоящее время собраны аудиословари и корпуса более чем на 1000 исчезающих диалектах уральских и алтайских языков РФ. Помимо места для хранения данных и поиска данных на этой платформе есть возможность одновременной распределенной обработки материала и программы для его анализа, в частности, выявления в онлайн режиме фонетического сходства языков, употребления тех или иных морфологических параметров в определенном значении, возможности построения карт фонетических, морфологических или лексических изоглосс в синхронии и их изменений в диахронии. Представляется, что создание с его помощью корпуса литературного якутского языка с глоссированием и снятой омонимией позволит ответить на вопросы, которые важны не только для лингвистов, изучающих якутский язык, но и для носителей языка, обучающихся якутскому языку в школах и университетах. В настоящее время, когда большинство носителей являются билингвами, очень важно, чтобы были четкие грамматические правила, которые бы охватывали все случаи употреблений, для передачи языка детям, которые часто не могут усвоить из повседневного общения сложные грамматические правила, и зачастую калькируют конструкции русского языка. Второй не менее важной задачей, которая ставится в рамках проекта, является проведение экспедиций к носителям языков и их диалектов, сбор аудиозаписей в формате wav фольклорных и эпических материалов, которые будут выложены в открытом доступе на платформе ЛингвоДок. Далее планируется эти материалы расшифровать и создать глоссированные диалектные корпуса со снятой омонимией. На основе анализа корпусов планируется уточнить современные грамматические описания и сделать словари управления глаголов, а также описать отличия в семантике показателей в литературном языке и диалектах. Эти описания, сделанные для указанных выше языков, функционирующих на территории Якутии, литературного якутского, языка письменных и литературных памятников, эпических произведений, кириллических книг имеют важное научное значение для изучения истории якутского языка, поскольку только анализ того или иного явления в разных группах диалектов и в первых книгах, позволяет установить, что именно было более архаичным, а что инновационным. Следует отметить, то и для носителей диалектов, которые весьма многочисленные, важным является описание их грамматических отличий от литературного языка, которые передаются детям.
В рамках проекта для продвижения этнокультурного наследия коренных народов Якутии создана информационная системы культурного и исторического наследия коренных народов Арктики на платформе Арктического портала www.arctic-megapedia.com. Этот вебсайт разрабатывается также в рамках реализации проекта Арктического совета «Цифровизация культурного и языкового наследия коренных народов Арктики», где СВФУ является основным руководителем и исполнителем. Научным коллективом этнографов, археологов и рунологов проведены цифровая реконструкция археологических памятников и цифровое документирование наскальных изображений, рунических и руноподобных надписей бассейна р. Лена на основании фотограмметрии и компьютерного моделирования.
Важной задачей проекта является создание дополнительных условий для сохранения и развития родных языков и литературы народов России через привлечение школьников с повышенными образовательными потребностями к олимпиаде по родным языкам и литературе.
НАУЧНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ РЕГИОНОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА
Россия исторически является одной из мировых научных держав, располагающих существенным научным потенциалом и внесших значительный вклад в формирование человечеством научных знаний и создание передовых технологий. Россия продолжает сохранять мировое лидерство благодаря осознанию исключительной важности научно-технического развития для обеспечения национальной безопасности, экономического роста и повышения качества жизни населения.
Наука развивается в соответствии с общенациональными приоритетами, и для развития любой из сфер и отраслей региональной хозяйственной системы большое значение имеет качественное научное обеспечение. За последние несколько лет как в России в целом, так и в регионах Крайнего Севера возросло количество организаций, основным видом деятельности которых являются НИОКР (табл. 1). За рассмотренный период наибольший прирост количества научных структур произошел в Республике Саха (Якутия), Красноярском крае, Мурманской области.
Таблица 1
Организации в регионах Крайнего Севера, основным видом деятельности которых являются НИОКР
№ | Регион | 2005г. | 2010г. | 2015г. | 2021г. |
1 | Архангельская область | 24 | 29 | 32 | 29 |
2 | Камчатский край | 15 | 15 | 17 | 16 |
3 | Красноярский край | 60 | 54 | 72 | 70 |
4 | Магаданская область | 7 | 7 | 8 | 10 |
5 | Мурманская область | 28 | 25 | 31 | 36 |
6 | Ненецкий автономный округ | 2 | 4 | 4 | 3 |
7 | Республика Карелия | 16 | 16 | 22 | 20 |
8 | Республика Коми | 19 | 23 | 28 | 25 |
9 | Республика Саха (Якутия) | 20 | 23 | 23 | 34 |
10 | Ханты-Мансийский автономный округ – Югра | 17 | 9 | 20 | 16 |
11 | Чукотская автономная область | 2 | 1 | 2 | 7 |
12 | Ямало-ненецкий автономный округ | 4 | 2 | 4 | 6 |
Источник:
Регионы России. Социально-экономические показатели. 2022: Р32 Стат. сб. / Росстат. М., 2022. 1122 с
В новых условиях значительно меняются концептуальные основания развития университетов. Новый этап их развития требует уточнения стратегических ориентиров. Происходящие трансформационные процессы приводят к значительным институциональным изменениям и изменении роли университета в развитии макрорегиона. Ключевыми принципами новых образовательных практик становятся устойчивое развитие Севера, ответственность университета за результаты воздействия своих решений и деятельности на общество и природу, учет этических норм и возможных социальных, экономических и экологических последствий.
Анализ миссий университетов Крайнего Севера (n=19), заложенных в программах их развития, показывает, что исходными принципами, положенными в основание новых институциональных решений, являются ответственность университета за результаты воздействия своих решений и деятельности на общество и природу, интеграция образования, науки, прикладных разработок и производства, междисциплинарность и высокие стандарты научно-исследовательской деятельности (табл. 2).
Таблица 2
Миссии ведущих университетов Крайнего Севера России, вошедших в РАКАИ
Университет | Миссия |
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова | Формирование нового поколения профессионалов, реализующих ценности и цели устойчивого развития Севера и Дальнего Востока, оказывающие влияние на решение глобальных проблем |
Мурманский государственный технический университет | Формирование современной системы морского и технического образования, обеспечивающей подготовку и переподготовку высококвалифицированных кадров и генерацию инновационных знаний и технологий, направленных на расширение потенциала Российской Федерации в области освоения и переработки ресурсов Мирового океана, Российского сектора Арктики и повышения конкурентоспособности базовых отраслей региональной экономики |
Петрозаводский государственный университет | Подготовка компетентных высокопрофессиональных специалистов, генерация новых знаний и технологий, разработка интеллектуальных продуктов и систем с целью устойчивого социально-экономического развития Республики Карелия и СЗФО, повышения качества жизни населения и развития гражданского общества в регионе за счет реализации конкурентоспособных образовательных программ, выполнения передовых фундаментальных и прикладных исследований и разработок, кооперации с ведущими региональными, российскими и зарубежными организациями и предприятиями,активного участия в общественной жизни региона
|
Северный (Арктический) федеральный университет им.
М.В. Ломоносова |
Научное и кадровое обеспечение защиты геополитических интересов России в Арктике путем создания системы непрерывного образования, проведения арктических исследований и инновационных технологических разработок, стратегического партнерства с бизнес-сообществом |
Северо-Восточный государственный университет | Особая социальная ответственность за качество профессионального образования молодежи и взрослых, позволяющее жителям региона реализовывать свои жизненные стратегии, способствуя развитию территории, ее экономическому и социальному благополучию, а также за производство новых знаний и технологий, направленных на обеспечение инновационного развития региона |
Югорский государственный университет | Создание интеллектуальной основы для опережающего развития Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, формирование мировоззрения и профессиональных компетенций молодого поколения, позволяющих активно управлять собственной жизненной траекторией, успешно интегрироваться в профессиональные и академические сообщества, социально-значимые проекты |
В состав научного потенциала входят разные институты: организации, выполняющие НИОКР; кадры (персонал, занятый выполнением НИОКР); финансовые, информационные, земельные, материально-технические и другие ресурсы. Научный потенциал как основа развития территории предопределяет ее способности при достигнутом состоянии своего развития максимально реализовывать те возможности, которые заложены всеми имеющимися ресурсами, а также уровнем интенсивности и эффективности их использования. Показатели участников РАКАИ определяют прежде всего геостратегический характер научного потенциала вновь созданного консорциума (табл. 3). РАКАИ ставит перед собой задачу выполнения конкретных научно-практических проектов для устойчивого развития регионов Крайнего Севера.
Таблица 3.
Научный потенциал Российско-Азиатского консорциума арктических исследований (кадровые и территориальные ресурсы)
№ | Регион | Участник
РАКАИ |
Общая численность ППС (без внешних совместителей и работающих по договорам ГПХ) (чел.) | Общая численность научных работников (без внешних совместителей и работающих по договорам ГПХ) (чел.) | Доля ППС, имеющих ученые степени (%) | Доля научных работников, имеющих ученые степени (%) | Доля ППС возрастной категории моложе 40 лет (%) | |
ВУЗы РФ | ||||||||
1 | Республика Саха (Якутия) | Северо-Восточный федеральный университет им. М.К.Аммосова | 1 111 | 123 | 64,72 | 47,97 | 23,04 | |
2 | Архангельская область | Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова | 517 | 21 | 80,08 | 47,62 | 24,56 | |
3 | Магаданская область | Северо-Восточный государственный университет | 97 | 1 | 69,07 | 100 | 18,56 | |
4 | Мурманская область | Мурманский государственный технический университет | 143 | 7 | 65,73 | 71,43 | 15,38 | |
5 | Республика Карелия | Петрозаводский государственный университет | 606 | 11 | 74,09 | 36,36 | 19,97 | |
6 | Томская область | Национальный исследовательский Томский государственный университет | 993 | 410 | 75,53 | 51,95 | 27,39 | |
7 | Ханты-Мансийский автономный округ | Югорский государственный университет | 177 | 11 | 74,58 | 54,55 | 33,33 | |
8 | г. Москва | Московский государственный университет геодезии и картографии | 290 | 14 | 56,21 | 21,43 | 23,45 | |
9 | Московский государственный институт международных отношений | 1 170 | 44 | 59,91 | 81,82 | 29,57 | ||
10 | г. Санкт-Петербург | Российский государственный гидрометеорологический университет | 234 | 35 | 74,36 | 20 | 18,8 | |
РАН | ||||||||
№ | Регион | Участник РАКАИ | Число сотрудников (чел.) | Число академиков РАН (чел.) | Число членов-корреспондентов РАН (чел.) | Число докторов наук (чел.) | Число кандидатов наук (чел.) | |
11 | Новосибирская область | Институт экономики и организации промышленного производства СО РАН | 280 | 2 | 1 | 41 | 93 | |
СПО | ||||||||
№ | Регион | Участник РАКАИ | Число сотрудников (чел.) | Число педагогического состава (чел.) | Число кандидатов наук (чел.) | |||
12 | Красноярский край | Таймырский колледж | 114 | 49 | 1 | |||
13 | Ненецкий автономный округ | Ненецкий аграрно-экономический техникум | 76 | 24 | – | |||
Китай | ||||||||
№ | Регион | Город | Участник РАКАИ | |||||
14 | провинция Шандунь | г. Циндао | Океанологический университет Китая | |||||
Организации | ||||||||
№ | Регионы | Участник РАКАИ | ||||||
15 | 9 регионов, в том числе регионы РФ: Ненецкий АО, Ямало-Ненецкий АО, Ханты-Мансийский АО, Красноярский край, Республика Саха (Якутия), Камчатский край, Чукотский АО. | Международная организация северных регионов
«Северный Форум» |
||||||
16 | Регионы РФ | Ассоциация по развитию экспортного потенциала образования |
Источник:
Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования 2022 года. URL: https://monitoring.miccedu.ru/?m=vpo&year=2022